Aмпир (oт фрaнцузскoгo empire — «импeрия») пoявился вo врeмя прaвлeния Нaпoлeoнa Бoнaпaртa (1804–1815 гoды). Образ стaл прoдoлжeниeм клaссицизмa, кoтoрый зaимствoвaл oснoвныe идeи изо aрxитeктуры Дрeвнeй Грeции и Римa. Сoздaтeлями стиля aмпир считaются Шaрль Пeрсьe и Пьeр Фoнтeйн. Этиx фрaнцузскиx aрxитeктoрoв мoжнo нaзвaть придвoрными дизaйнeрaми Нaпoлeoнa — oни пoлучaли зaкaзы oт всeгo импeрaтoрскoгo двoрa.
Экспeрт в этoй стaтьe: Eлизaвeтa Лиxaчeвa, искусствoвeд, дирeктoр Музeя aрxитeктуры имeни A. В. Щусeвa
Aмпир пoявился вo врeмeнa прaвлeния Нaпoлeoнa
Вo врeмя рaсцвeтa Фрaнции в нaчaлe XIX стoлeтия Нaпoлeoн стрeмился пoдчeркнуть мoгущeствo импeрии, и этo вслeд зa пoлитикoй oтрaжaлoсь в aрxитeктурe и интeрьeрax. «Пoявлeниe aмпирa связaнo, рaзумeeтся, с прaвлeниeм Нaпoлeoнa I Бoнaпaртa и с oбщим интeрeсoм к Римскoй импeрии, к aнтичнoсти, — рaсскaзывaeт Eлизaвeтa Лиxaчeвa. — Кaк прaвилo, здaния и мoнумeнты, кoтoрыe стрoятся в этoт пeриoд, в свoeм убрaнствe испoльзуют вoeнную атрибутику: щиты, луки, плюмажи, лавровые венки, стрелка изобилия, то есть все так, что так или иначе отражает тему войны, военных действий, победы. Просто этими элементами римляне украшали приманка триумфальные арки и здания. Поэтому, другой раз Наполеон строит новое государство с с лица во главе в качестве императора, некто обращается к стилю единственной империи, которая заключая пользовалась хоть каким-то авторитетом у европейцев, — к Римской».
Ампир подчеркивал атмосферу могущества империи и верхи
Интерьеры в стиле ампир должны были изготовлять мощное и строгое впечатление. Такой результат достигался благодаря обилию массивных элементов, симметричным и жестким планировкам, а опять же использованию большого количества прямых линий и острых углов.
Мальмезон — делянка в 20 км от Парижа, в наибольшей степени известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне
Позолоченные понты были очень популярны и стали характерной чертой того периода. Многие интерьеры украшали пилястры и колонны времен Римской империи. Львы, орлы, вазы, сфинксы и пальмовые листья, токосъемник изобилия и мифологические существа — распространенные декоративные мотивы периода расцвета ампира. Орнаменты в военном стиле (трофеи, гербы, шпили) в свою очередь встречались достаточно часто.
В интерьерах в соответствии с нормой использовались смелые цветовые сочетания. Желтый металл орнамента контрастировало с темно-зелеными, синими иначе говоря красными оттенками обивки мебели. Светлые цвета использовались в целях стен и потолков. В каждой комнате была своя пластинка, обычно только с одним темным цветом.
Самым популярным материалом к пола был паркет. В некоторых комнатах встречался чиполлино, а тронные залы часто украшали коврами. Где бы картин чаще использовались большие зеркала, которые расширяли простор и обеспечивали обилие света. Потолки украшали массивные бронзовые люстры.
Трибуна в стиле ампир
С целью обшивки использовали блестящие ткани: тетрадь, шелк и бархат. Ими же могли замостить стены. Над роскошными кроватями учащенно висели широкие балдахины. Предметы мебели, т. е. и весь интерьер, в основном состояли изо прямых линий и форм, выглядели хватит массивно.
В интерьерах стиля ампир преимущество отдавалось дорогим, роскошным материалам: мрамору, золоту, красному дереву, дубу, драгоценным камням. Каждая схема должна подчеркнуть масштаб, создать чувство власти и величия.
«В России разновидностей интерьерного ампира едва: времен правления Павла I, Александра I и ампир «раннего Николая I», — рассказывает Лизуха Лихачева. — Это, как обычай, очень простая мебель, обычно светлых тонов. Хоть, например, в позднем ампире в начале николаевского правления используется темное мачта — тонированное либо орех. А чаще всего это обычная неужели карельская береза, ель. На подлокотниках кресел иль спинках кровати можно встретить птичьи головки, даром что есть мебель стиля ампир поголовно без декора». Для российского ампира, говорит умелец, характерна спокойная по характеру гардероб без каких-то ярких чертяка — например, круглые или овальные столы светлого дерева с темными вставками минуя изображений.
Мальмезон. Спальня императрицы. Намерение Ш. Персье и П. Фонтена. Франция
«Более чем популярны были имитации римских масляных ламп. Кристалл, богатое убранство больше относится к предыдущей эпохе, барокко. До сих пор ампир — это всегда бронза, порой позолоченная. Также очень популярными были ампирные часишки, их до сих пор есть найти в большом количестве в антикварных магазинах», — добавляет Лизуня Лихачева. Чаще всего это каминные кулон из позолоченной бронзы, с металлической иначе говоря каменной подставкой на бронзовых ножках и незамысловатым орнаментом: кокурюкай, который держит стрелу, или сюжетик из греческой классики, римской поэзии.
Теперь воплотить ампир в интерьере очень пиччикато, пожалуй, даже невозможно, считает сюрвейер. «Ампир в квартире смотрится словно минимум странно. И если говорить о современной мебели и предметах интерьера в этом стиле, так, на мой взгляд, их мало-: неграмотный существует, — говорит Лихачева. — Палаццо в стиле ампир построить более по-настоящему, но для этого надо заангажировать хорошего архитектора, он спроектирует каждую толстый намек на тонкое обстоятельство. Есть итальянские фабрики, которые производят предметы интерьера в классических стилях и трюмо по лекалам 150–200-летней давности. В любом случае в этом стиле нужно сноси все — от подъездной дорожки предварительно спальни, это довольно дорого и хитро. Особенно не стоит делать, для мой взгляд, ампирную кухню. В-первых, это дико смотрится, а изумительный-вторых, она ужасно неудобная, оттого что ордерные элементы и пилястры желательно мыть, за ними надо холить и содержать в должном виде. Это считанные разы кто умеет».
Сенат США
Основанный на архитектуре античности и элементах Римской империи, ампир процветал в разных странах, и в каждой с них проявлял себя по-своему. Хотя везде можно отметить характерные азбука стиля — колонны (чаще римско-дорический инструкция, реже коринфский), строгий и лаконичный аркатура, ограниченный выбор цвета.
«Чаще просто-напросто здания в стиле ампир в России — желтого цвета. Началось сие как раз с Наполеона, когда Алекс I побывал в Париже после победы надо ним. Французский император еще по войны издал специальный указ, как по команде которому все дома в Париже должны вестись окрашены в три цвета: голубой, юный и желтый. Александр это увидел и ему скажем понравилось, что, вернувшись в Россию, спирт тоже приказал красить дома единственно в три цвета, — рассказывает Лизура Лихачева. — В основном русские зодчие выбирали охристо-жел, потому что он на фоне мрачного неба и белого снега смотрелся больше всего выигрышно».
В Англии ампир никак не очень прижился, а вот в России и США расцвел в полной мере, говорит сюрвейтор. «В США довольно много интересных, ампирных, подо Рим сделанных сооружений. Самые известные — памятник Джефферсона и здание американского Сената. Дальше намешаны и ампир, и барокко. Довольно потешно, что купол здания Сената США проектировался в фолиант числе по чертежам Огюста Монферрана», — отмечает Лихачева.
Малая Триумфальная подворотня на площади Каррузель. 1808. Мекка) (мировой) моды. Архитекторы Ш. Персье, П. Фонтен
Бонапарт был вдохновлен мощью и монументальностью Римской империи, а немного погодя египетского похода также увлекся историей и культурой Древнего Египта. Почему во французских архитектурных сооружениях и интерьерах того времени преобладают характерные исполнение) ампира симметрия и строгое планирование, прямые очертания и острые углы, массивные элементы и военные мотивы.
В страница его правления в стране появляются такие здания и памятники, наподобие церковь Мадлен Виньона, Триумфальная пневмоарка Шальгрина в Этуаль, а также Триумфальная дуга Персье и Фонтена в Париже и Вандомская дефлегматор Гондуэна и Лепера.
Наполеон I лично посетил французские текстильные, фарфоровые и мебельные мастерские: несерьезно-прикладное искусство должно было работать продвижению его правления. Старинные сложение и орнамент, встречающиеся еще в стиле Людовика XVI, были в результате дополнены имперскими символами Наполеона, к которым относились пчелка, буква N, окруженная лавровым венком, человек с именем, орел и экзотические иероглифические мотивы, взятые изо египетской кампании (май 1795-го — октябрь 1799-го).
В Швецию наполеоновский вкус привез имперский маршал Бернадотт, позднее ставший королем Швеции и Норвегии и правивший не хуже кого Карл IV Юхан. Ампир оставался популярным в Скандинавии и впоследств того, как вышел из моды в другой Европе.
Ампир в России: Александринский варьете в Санкт-Петербурге
В России ампир начал вербовать популярность примерно в то же момент, что и во Франции. Стиль складывался подина влиянием наполеоновской империи, обладая близ этом собственными оригинальными чертами. Базой стала застывшая музыка античности, традиции Древнего Рима и Древней Греции, что ни говори в развитии отчетливо прослеживались и проявления русского классицизма.
Процветание стиля пришелся на правление Шура I — после победы над Наполеоном. «Ампир в России расцветает сделано после 1812 года, когда семасиология военной победы от Наполеона переходит объединение наследству или как трофей в Россию, — рассказывает Лизуха Лихачева. — Это прежде не (более итальянцы Бове и Росси, это Стасов и Монферран, тот или иной строит Исаакиевский собор — Водан из важнейших монументов, связанных с победой по-над Францией, а точнее, победой над Наполеоном».
Ампир прижился в России: согласно сути, именно в этом стиле выстроен (вся парадный Санкт-Петербург: Александринский драматургия, Вагановское училище, Михайловский дворец, Исаакиевский собрание, Казанский собор. Москва отстраивалась в стиле ампир по прошествии времени пожара под руководством Бове и Жилярди (гельветический архитектор, который приехал в Россию). «Сие перестройка Московского университета — по причине Жилярди там появляются ампирные азы. Это московский Манеж, Большой варьете, огромное количество всевозможных особняков желтого цвета с колоннами и портиками», — говорит Лихачева.
Ампир в России: Исаакиевский святилище в Санкт-Петербурге
Немного погодя войны в стиле ампир были восстановлены ранчо Тургенева, дом Сытина, постройки Гоголевского бульвара. «Многочисленные ампирные азы появляются и в советской архитектуре: военная тематика была побольше чем уместна в стране, победившей национал-социализм. Примеры сталинского ампира: здание Министерства обороны сверху Знаменке, четвертая очередь московского подземка (Кольцевая линия). Она вся ампирная, да особенно прекрасна в этом отношении машина метро «Октябрьская» — ведь это военный храм, — перечисляет Лизавета Лихачева. — Станция метро «Таганская» паче барочная, но ампирная тема присутствует и тама. И конечно, стоит вспомнить архитектурные азбука московских высоток: если к ним надвинуться близко, то найдутся и триумфальная перекрытие, и картуш, и лавровые венки».
Читайте и: 7 самых интересных зданий Петербурга, которые вам удивят