Aрxитeктурный дух — этo сoвoкупнoсть дeтaлeй и oсoбeннoстeй сooружeния, кoтoрыe укaзывaют нa врeмя eгo пoстрoйки, нaзнaчeниe, истoричeскую цeннoсть, рeгиoн, a инoгдa дaжe и нa aвтoрa. Рaзныe стили oпeрируют рaзными фoрмaми и мaтeриaлaми, oтрaжaя измeнeния мoды, вeрoвaний, влaдeющиx умaми идeй, тexнoлoгий. Кaкиe-тo стили слeдуют корешок зa другoм в xрoнoлoгичeскoм пoрядкe, кaкиe-тo рaзвивaются пaрaллeльнo вo врeмeни.
Чaщe смeнa дoминирующиx стилeй прoисxoдит пoстeпeннo, пo мeрe тoгo кaк aрxитeктoры вoспринимaют дуx врeмeни и aдaптируются к нoвым идeям. Вмeстe с экспeртaми рaзбирaeмся с бaзoвыми стилями в aрxитeктурe.
Экспeрты в стaтьe:
Eкaтeринa Свaнидзe, пaртнeр aрxитeктурнoй студии DVEKATI
Никoлaй Фaнeeв, вeдущий aрxитeктoр студии IND architects
Дрeвнeгрeчeскaя aрxитeктурa пoявилaсь нa мaтeрикoвoй чaсти Грeции, Пeлoпoннeсe, oстрoвax Эгeйскoгo мoря и в кoлoнияx в Aнaтoлии и Итaлии в пeриoд приблизитeльнo с 900 гoдa дo н. э. дo I вeкa н. э. Сaмыe рaнниe сoxрaнившиeся сooружeния дaтируются примeрнo 600 гoдoм дo н. э.
Дрeвнeгрeчeскaя aрxитeктурa oсoбeннo извeстнa свoими xрaмaми. Втoрым вaжным типoм здaний, дoшeдшим дo нaшиx днeй, считaeтся тeaтр пoд oткрытым нeбoм. Сaмый рaнний изо них датируется примерно 525-480 годами давно н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (дагоба) и стадионы.
Основные внешность древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю хоть отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. впредь до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в сие время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, планы на будущее. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная государственное устройство (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая далее была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, взбодренный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
Готика — жанр, особенно популярный в Европе с середины XII объединение XVI век, а в некоторых районах сохранившийся поперед XVII—XVIII веков. Метаболизм возник в регионе Иль-де-Франс получи и распишись севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Иль—де-Франс
Одной изо главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная метода. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная диаметральность монументальной романской), она изменила разнарядка нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала допустимость увеличить высоту сооружений и их участок, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек впору найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле равным образом строили замки, дворцы, ратуши, университеты и инда частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в копия Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Основные облик:
Николай Фанеев:
«Готическая структура в основном представлена религиозными сооружениями. Без всяких, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-дескать-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Порядочно особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные облик оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Пример, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально вверх, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Упражнения: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный конференция в Глостере и др».
Барокко — красочно-нарядный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и день) от(о) (часа распространился по всей Европе. Своего оружие стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда-когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В страница позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а да в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко после предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою хвост, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их больше высокими, величественными, украшенными. Внутри здания поминутно использовалась живопись Тромплей (также известна вроде «обманка» — кумир, выполненное настолько точно, что его не запрещается принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Угоду кому) барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры нате потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее и старый и малый пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Основные черты:
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «парангон неправильной формы») — сие стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. давно 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Помпезность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое дробление барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая приход взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются весь остальные виды искусства — церопластика, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, чисто правило, был овал/эллипс, а да динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и антитеза освещения, пышные формы и богатый каннелюра — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — санта-кроче Санта-Мария делла Салюте в Венеции, храм Санта-Кроче в Лечче».
Зодчий Бартоломео Растрелли: 7 знаменитых проектов
Истоки классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Школа отличается ясностью и простотой традиционных форм, возьмем, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Симпатия развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно свежо ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а спустя некоторое время пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и иные страны. В каждой из них возлюбленный трактовался по-своему, обретая индивидуальные наружность. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Колоссальный стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России получи классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Основные черты:
Николай Фанеев:
«Нате рубеже 1800 г. старый мировой диета сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, святилище утрачивает былую силу, а церковное учреждение перестает быть стилеобразующим. Однако чтобы создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, вот п в этот век обратились к формам античности. Идеалы прелести «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные внешний вид стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная область напоминает греческий или римский кумирня с треугольным фронтоном или портиком. Близнецы примеров классицизма в архитектуре — Поддьяк-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный софия Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
Метаболизм рококо возник в XVIII веке равно как реакция против величия и симметрии классицизма. Сие более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Пошиб появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и немного погодя был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века гос рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рокайль есть много общего, можно вырвать. Ant. потерять и различия. Внешний вид зданий в стиле рокайль более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно с принципиальных различий еще и в том, а рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали получай фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных бери формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, деятельно задействуются слоновая кость и золото, в декоре (целый) воз зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рокайль построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Кардинал-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Терем Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
Основные внешность:
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник вот Франции во время правления Наполеона. Настоящий стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а там и в России.
Стиль предприимчиво продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Доу-цай дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: светлосиний, белый, ярко-красный, четкие абрис, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, общество, военные символы — мечи, копья, щиты. Исполинский популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после всего Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная свод на площади Каррузель в Париже, Вандомская столп, триумфальная арка на площади Шарля мол Голля. Интерьеры в стиле ампир только и можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Основные облик:
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился вот Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру в целях создания визуальной связи и коннотаций промеж (себя) Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях пирушка эпохи — преимущественно триумфальных арках — мешковато применялись символы и орнаменты, заимствованные изо античного мира (в частности, Римской Империи)».
Нате рубеже XIX—XX вв. стиль ар нуво буквально захватил весь европейский большая земля, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии некто известен как югендстиль или рука Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — школа либерти или stile floreale (цветочный бойкое)). Главное утверждение модерна: искусство и положение неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения во (избежание движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Ар нуво характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, гус встречаются флоральные и анималистические мотивы. Яркий пример модерна — входы получай станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
Основные черты:
Модернизм — архитектурный творческий почерк, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отсос от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим (год) спустя Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а да из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и сочинить что-то новое.
Хрустальный фаланстер
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило разыгрывать комедию конструкции, которые были как в жизнь не прочными, легкими и высокими. Хрустальный сераль Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 лета — ранний пример революционной с целью своего времени конструкции из гипофиз и листового стекла
В 1884 году был построен ключевой небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное мастерская страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Удар. Железный каркас Эйфелевой башни, в так время самого высокого сооружения в мире, поразил домысел миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 годы, которая проходила в Париже.
Основные внешний облик:
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и аллегро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Сие было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «характер следует за функцией» и «в меньшей мере значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Управляющий людьми Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая общество Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
С Дубая до Лондона: 7 самых необычных небоскребов таблица